Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательной деятельности
Для организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельском политехническом техникуме используется оборудование для разных нозологических групп.
Оборудование для обучающихся с нарушением зрения – компьютеризированное рабочее место для слабовидящего и незрячего; автоматизированное компьютерное рабочее место для обучающихся с нарушением зрения (слабовидящих) стационарное; компьютеризированное рабочее место для слабовидящего и незрячего «Мобильное»; тележка с мобильным компьютеризированным рабочим местом для лиц с нарушениями зрения; лупа настольная с подсветкой; лупа карманная с подсветкой; лупа ручная круглая с подсветкой; лупа-очки Max-Detail; лупа-очки Max-Event; лупа-очки Max-TV; портативное устройство для чтения; машина сканирующая и читающая текст, клавиатура для читающей машины; пишущая машинка Perkins Brailler (механическая); стационарный видеоувеличитель; портативные видеоувеличители; говорящий карманный калькулятор на русском языке; весы говорящие; портативный тифлофлешплеер; нагреватель для печати тактильной графики; дисплей Брайля ALVA USB 640 Comfort; портативный тактильный дисплей Брайля Focus 40 Blue V; дисплей Брайля портативный тактильный Focus 14 Blue; принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля; тифлотехническое устройство – акустическое навигационное средство «ПАРУС» (навигационная система «ПАРУС» для слабовидящих и незрячих); тифломаркер (прибор для маркировки предметов Columbo); электронная трость «RAY»; тифлоорганайзер (брайлевский органайзер) «BrailleNote Touch 18»; тифлокомпьютер «ElBraile-W14J G3»; МедиаГид (мультимедийные печатные издания вместе с техническими средствами реабилитации, основанные на оптическом сканировании таких печатных изданий); стенд с МедиаГид; комплект приспособлений и материалов для письма по Брайлю, письма для слабовидящих обучающихся и др.
Лупа настольная с подсветкой
Машина сканирующая и читающая текст ClearReader+ (с клавиатурой)
Говорящий карманный калькулятор на русском языке
Портативный тактильный дисплей Брайля Focus 40 Blue V
Лупа карманная с подсветкой
Портативное устройство для чтения «Pearl»
Тифлофлешплеер портативный Smart Bee
Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля VP EmBraille
Портативный видеоувеличитель Compact+ HD
Компьютеризированное рабочее место для слабовидящего и незрячего пользователя
Дисплей Брайля ALVA USB 640 Comfort
Нагреватель для печати тактильной графики Zy®fuse
Навигационная система «ПАРУС» для слабовидящих и незрячих
Тифломаркер (прибор для маркировки предметов Columbo)
Компьютеризированное рабочее место для слабовидящего и незрячего «Мобильное»
Тифлокомпьютер «ElBraile-W14J G3»
Стационарный электронныйвидеоувеличитель
Портативный видеоувеличитель Compact 6 HD
МедиаГид (мультимедийные печатные издания вместе с техническим средством реабилитации, основанным на оптическом сканировании таких печатных изданий)
Тележка с мобильным компьютеризированным рабочим местом для лиц с нарушениями зрения
Весы говорящие
Лупа ручная круглая с подсветкой
Видеоувеличитель портативный электронный Ruby
Автоматизированное компьютерное рабочее место для обучающихся с нарушением зрения (слабовидящих) стационарное
Видеоувеличитель электронный ручной B72
Лупа-очки Max-Detail
Дисплей Брайля портативный тактильный Focus 14 Blue
Лупа-очки Max-Event
Пишущая машинка Perkins Brailler (механическая)
Лупа-очки Max-TV
Видеоувеличитель Optelec Compact 7HD World
Прибор для письма по Брайлю
Прибор прямого чтения для письма по Брайлю
Ручка-грифель для письма по Брайлю
Прибор для письма по Брайлю, 4 строки, 28 ячеек + грифель
Брайлевское шеститочие
Прибор прямого чтения для письма по Брайлю (мини) с грифелем
Блокнот и тетрадь для письма по Брайлю
Тетради для слабовидящих в крупную клетку и линейку
Тактильные чертежные принадлежности с циркулем для рельефного черчения
Стенд с МедиаГид
Оборудование для обучающихся с нарушением слуха – компьютеризированное рабочее место для слабослышащего; автоматизированное компьютерное рабочее место для обучающихся с нарушением слуха (слабослышащих) стационарное; мобильное автоматизированное рабочее место для обучающихся с нарушением слуха; цифровая инфракрасная акустическая система; акустическая FM-система (система свободного звукового поля) производства Oticon Front Row to Go; акустическая система «ОРФЕЙ»; интерактивная доска «SMART Board M787V»; документ-камера; радиокласс «Сонет-РСМ»; информационно-коммуникационная система для инвалидов по слуху «Исток-Синхро» (система субтитрирования «Исток-Синхро»); индукционная система для слабослышащих стационарная «ИСТОК» (индукционная петля); стационарная система Исток-Сенсо в комплексе с беспроводной кнопкой для передачи сигнала эвакуации на слуховые аппараты пользователей; портативная информационная индукционная система Исток А5; устройство для распознавания речи «Чарли»; беспроводная гарнитура с костной проводимостью Aftershokz Openmove; FM система Сонет 2.0; передатчик Roger Pen (индивидуальный); приемник Roger MyLink short loop и др.
Цифровая инфракрасная акустическая система Front Row Juno
Информационно-коммуникационная система для инвалидов по слуху «Исток-Синхро»
Интерактивная доска «SMART Board M787V»
Документ-камера
Радиокласс «Сонет-РСМ»
Индукционная система для слабослышащих стационарная «ИСТОК» (индукционная петля)
Беспроводная гарнитура с костной проводимостью Aftershokz Openmove
Устройство для распознавания речи «Чарли»
FM система Сонет 2.0
Акустическая FM-система (система свободного звукового поля) производства Oticon Front Row to Go
Портативная информационная индукционная система Исток А5
Акустическая система «ОРФЕЙ»
Передатчик Roger Pen (индивидуальный)
Приемник Roger MyLink short loop
Стационарная система Исток-Сенсо в комплексе с беспроводной кнопкой для передачи сигнала эвакуации на слуховые аппараты пользователей
Компьютеризированное рабочее место для слабослышащего
Мобильное автоматизированное рабочее место для обучающихся с нарушением слуха
Автоматизированное компьютерное рабочее место для обучающихся с нарушением слуха (слабослышащих) стационарное
Оборудование для обучающихся с одновременным нарушением зрения и слуха – тифлоорганайзер (брайлевский органайзер) «BrailleNote Touch 18»; тифлокомпьютер «ElBraile-W14J G3»; интерактивная панель «NextPanel 75»; вибрационный коммуникатор «ВиброБрайль» для людей с инвалидностью по зрению и слуху; устройство для распознавания речи «Чарли»; универсальное компьютеризированное рабочее место для обучающегося с инвалидностью и ОВЗ (для лиц с нарушением зрения, слуха, доступное для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата); универсальное стационарное рабочее компьютеризированное место для обучающегося с инвалидностью (для лиц с нарушением зрения, слуха, доступное для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата); универсальное мобильное рабочее место для обучающегося с инвалидностью и ОВЗ (для лиц с нарушением зрения, слуха, доступное для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата); тележки с мобильным рабочим местом компьютеризированным универсальным для инвалидов (для лиц с нарушением зрения, слуха, доступное для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата); коммуникатор для слепоглухих «Коммуникатор «Морзе»» и др.
Коммуникатор для слепоглухих «Коммуникатор «Морзе»»
Устройство для распознавания речи «Чарли»
Вибрационный коммуникатор «ВиброБрайль»
Универсальное мобильное рабочее место для обучающегося с инвалидностью и ОВЗ (для лиц с нарушением зрения, слуха, доступное для лиц с НОДА)
Тифлокомпьютер «ElBraile-W14J G3»
Универсальное компьютеризированное рабочее место для обучающегося с инвалидностью и ОВЗ (для лиц с нарушением зрения, слуха, доступное для лиц с НОДА)
Универсальное стационарное рабочее компьютеризированное место для обучающегося с инвалидностью
Тележки с мобильным рабочим местом компьютеризированным универсальным для инвалидов (для лиц с нарушением зрения, слуха, доступное для лиц с НОДА)
Тележки с мобильным рабочим местом компьютеризированным универсальным для инвалидов (для лиц с нарушением зрения, слуха, доступное для лиц с НОДА)
Оборудование для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – программно-аппаратный комплекс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; программно-аппаратный комплекс стационарный для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; программно-аппаратный комплекс для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Мобильный»; мобильные компьютерные классы; клавиатуры адаптированные с крупными кнопками с пластиковой накладкой; клавиатуры большие программируемые «Клавинта» с накладками; кнопки выносные компьютерные; адаптированная компьютерная мышь BJOY с джойстиком; роллер компьютерный; компьютерная мышь-очки; устройство для управления взглядом (приставка-айтрекер Deye); система удаленного телеприсутствия (робот телеприсутствия); устройство для захвата и удержания предметов «Захват активный» и др.
Программно-аппаратный комплекс для обучающихся с НОДА
Адаптированная компьютерная мышь «BJOY Stick-C»
Программно-аппаратный комплекс для обучающегося с НОДА «Мобильный»
Клавиатура адаптированная с крупными кнопками + пластиковая накладка, разделяющая клавиши, беспроводная
Мобильный компьютерный класс с металлическим шкафом с зарядкой
Клавиатура большая программируемая «Клавинта» с накладками
Кнопка для активации курсора мыши-очков, воздушная
Кнопка для активации курсора мыши-очков, для пальцев
Кнопка для активации курсора мыши-очков, мягкая
Устройство для управления взглядом (приставка-айтрекер Deye)
Система удаленного телеприсутствия (робот телеприсутствия)
Устройство для захвата и удержания предметов «Захват активный»
Программно-аппаратный комплекс стационарный для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В профессиональном образовательном учреждении используются столы для инвалидов-колясочников СИ-1, регулируемые по высоте; столы для инвалидов с микролифтом на электроприводе; парта складная для детей с ДЦП; опора для сидения для детей-инвалидов с ДЦП.
Парта складная для детей с ДЦ
Стол для инвалидов с микролифтом на электроприводе
Опора для сидения для детей-инвалидов с ДЦП
Стол для инвалидов-колясочников СИ-1, регулируемый по высоте
Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) есть рабочее место для РАС. В его составе представлены ученический стол (парта) для аутистов; планировщик с временным таймером «Resetea»; наушники противошумные взрослые; утяжеленный воротник-шарф. Используется таймер с магнитом средний.
Таймер с магнитом средний
Планировщик с временным таймером «Resetea»
Наушники противошумные, взрослые
Ученический стол (парта) для аутистов; утяжеленный воротник-шарф (справа)
Оборудование для обучающихся с нарушениями интеллекта – интерактивные доски, панели, интерактивные столы, мультимедийный проекторы, компьютеры, ноутбуки, обеспечивающие увеличение наглядности в обучении.
Интерактивная доска «SMART Board M787V»
Интерактивная панель «NextPanel 75»
Мультимедийный проектор «Infocus»
Интерактивный стол NexTouch
Компьютеры, ноутбуки для обучающихся с ОВЗ
Для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития создана комната релаксации и психологической разгрузки (сенсорная комната), в которой наряду с другим оборудованием представлены интерактивный сухой бассейн квадратный, фиброоптический душ «Радужный дождь», интерактивные воздушно-пузырьковые трубки «Сияние» с пультом, проекционный дизайн «Виртуальная реальность», планшет для рисования песком, комплект досок лабиринтов для развития моторики, панно «Бесконечность», потолок «Звездное небо».
Интерактивные воздушно-пузырьковые трубки «Сияние» с пультом
Интерактивный сухой бассейн квадратный
Планшет для рисования песком
Оборудование для практической диагностической работы педагога-психолога
Анатомическое кресло (слева)
Комплект досок лабиринтов для развития моторики
Фиброоптический душ «Радужный дождь»
Потолок «Звездное небо» (сверху)
Фиброоптический душ «Радужный дождь»
Проекционный дизайн «Виртуальная реальность»
Панно «Бесконечность»
Также в ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» в процессе организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по зрению применяется специальное программное обеспечение, в составе которого представлены компьютерные программы: программа экранного увеличения с речью SuperNova Magnifier & Speech; программа экранного доступа «JAWS for Windows»; программа экранного доступа с функцией экранного увеличения, с поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля SuperNova Magnifier & Screen Reader; программа конвертации текста в шрифт Брайля Duxbury Braille Translator (DBT); программа для создания цифровых говорящих книг в формате DAISY Easy Converter (используется для подготовки цифровых говорящих книг для лиц с нарушением зрения) и др.
Программа экранного увеличения с речью SuperNova Magnifier & Speech
Программа экранного доступа и увеличения, с поддержкой речевого выхода, возможностью ввода/вывода текста посредством Брайля SuperNova Magnifier & Screen Reader
Программа для создания цифровых говорящих книг в формате DAISY Easy Converter
Программа экранного доступа «JAWS for Windows»
Программа конвертации текста в шрифт Брайля Duxbury Braille Translator (DBT)
РУМЦ СПО имеет свой образовательный комплекс на базе второго учебного корпуса ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум».
В состав образовательного комплекса РУМЦ СПО на базе ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» входят следующие помещения.
Кабинет № 8 «Лаборатория инклюзивного профессионального образования № 1»; учебный кабинет по профессии «Рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию зданий».
Кабинет № 10 «Лаборатория инклюзивного профессионального образования № 2»; учебный кабинет по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
Кабинет № 11 «Лаборатория инклюзивного профессионального образования № 3»; учебный кабинет адаптационных учебных дисциплин.
Кабинет № 9 «Конференц-зал инклюзивного профессионального образования»; учебный кабинет по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
Также в образовательный комплекс РУМЦ СПО на базе ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» входит сенсорная комната (комната релаксации), расположенная во втором учебном корпусе.
С 2024 года в образовательный комплекс ресурсного учебно-методического центра на базе Архангельского политехнического техникума включено созданное в первом учебном корпусе профессиональной образовательной организации библиотечно-образовательное пространство имени Федора Абрамова государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Архангельский политехнический техникум», доступное для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Функциональные зоны библиотечно-образовательного пространства: входная зона (зона для интерактивного музея); зона абонемента; зона компьютерных рабочих мест; зона отдыха; зона свободного доступа к изданиям; зона фондохранилища; мини-зона отдыха для педагогов-библиотекарей; зона мини конференц-зала; зона читального зала и библиотечных занятий; зона медиацентра «Бери и делай!».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2007 года № 03-1563 «Об организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с «Рекомендациями по организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, неслышащих, слабовидящих)»).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 года № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации 26 декабря 2013 года № 06-2412вн).